С 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные учреждения на территории России переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения РФ от 25.11 2022 г. № 1028.
ФОП ДО – это Федеральная образовательная программа дошкольного образования, определяющая единые для РФ базовые требования, содержание и планируемые результаты дошкольного образования.
ФОП ДО должна быть положена в основу разработки ОП ДО (образовательной программы дошкольной организации), как обязательная часть. Но также допускается включение в ОП формируемой части, которую детский сад разрабатывает самостоятельно. Туда могут быть включены вариативные и парциальные образовательные программы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, национальным и культурным особенностям региона, а также возможностям педагогического коллектива и детской образовательной организации в целом.
ФОП ДО определяет объём, содержание, планируемые результаты обязательной части ОП ДО, которую реализует детский сад. Это единый стандарт для оценки качества и эффективности работы детского дошкольного учреждения. Детские сады не могут реализовывать программы воспитания с результатами ниже, чем в ФОП ДО.
ФОП разработаны на основании ФГОС 3 поколения, чтобы не было противоречий в формулировках и ожидаемых результатах образовательных программ.
ФОП ДО вместе со ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах.
ФОП ДО вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
А для детей с ОВЗ предусмотрена Федеральные адаптированные образовательные программы (ФАОП) , утверждённые от 24.11.2022 № 1022-ФЗ.
ФАОП — это образовательная программа, адаптированная для обучающихся с ОВЗ. ФАОП должна быть положена в основу разработки АОП (адаптированной образовательной программы) для детей с различными группами нарушения здоровья.
Коррекционно-развивающая АОП составляется для детей:
с нарушениями слуха;
с нарушениями зрения;
с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР);
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
с задержкой психического развития (ЗПР);
с расстройствами аутистического спектра (РАС);
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (УО);
с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Инклюзивное образование является прогрессивным подходом к развитию общества, предусматривающим интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс.
ФАОП направлена на интеграцию такого ребёнка в социум и овладение им культурными средствами общения. Закон об образовании предоставляет родителям право выбора формы образования для своего ребёнка. Если ребёнок посещает образовательную организацию, она обязана создать все условия для сопровождения ребёнка и взаимодействия с семьёй, чтобы помочь родителям успешно обучать и социализировать ребёнка в рамках его нозологии. Это одно из ключевых направлений ФАОП.
Если в образовательную организацию обращается семья с ребёнком с особенностями развития, к работе с семьёй должны быть подключены педагог-дефектолог и воспитатель. Несмотря на недостаток таких специалистов в России на сегодняшний момент, это не является препятствием для введения стандартов образования во всей стране, поскольку стандарты создают условия для появления необходимых специалистов.
Если у вас есть вопросы по внедрению ФОП и ФАОП в нашей дошкольной образовательной организации, то мы готовы проконсультировать вас.
Звоните по номеру 8(3843)311987 или пишите на электронной ящик http://detskisad245@mail.ru
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.
ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.